Приветствую Вас, Гость

Профессиональный стандарт педагога

КТО МОЖЕТ НОСИТЬ ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ "УЧИТЕЛЬ"?(ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА)

Мы живём в стремительно меняющемся мире.  Современные дети владеют в совершенстве современными технологиями. У них другие интересы. Педагогическая деятельность в современной школе нуждается в модернизации. Кроме того, развиваются наука и техника. Учитель должен быть готовым к переменам. Мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – к этому должен стремиться каждый учитель.

Профессиональный стандарт нацелен на умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей.

У учителей сложилось противоречивое отношение к введению стандарта. С одной стороны, внедрение стандарта необходимо. Учителя компетентны во многих вопросах. С другой стороны, существуют пробелы в некоторых компетенциях, которые нужно как-то ликвидировать в ближайшее время. Когда-то в вузе мы изучали основы психологии, но эти знания были поверхностны. Мы не изучали инклюзивное образование.

Какие проблемы выявляются при введении профстандарта?

1. Психологическое неприятие стандарта некоторыми категориями учителей.

2. Потребуется дополнительное самообразование учителя, повышение квалификации.

Многие положения стандарта мы выполняем: знаем свой предмет, умеем разрабатывать рабочие программы, умеем проводить уроки и выполнять самоанализ, владеем ИКТ-технологиями, умеем объективно оценивать знания учеников, используя разные формы контроля. Проблема может возникнуть с использованием специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых  русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

Чему учить учителя? В каких направлениях? Какие темы рассмотреть на курсах повышения квалификации?

Учителю придётся внимательно изучить профессиональный стандарт и определиться, какие пробелы в компетенциях существуют. И в зависимости от этого составить план повышения профессионального уровня. Считаю, что во многих вопросах самостоятельно учителю не справиться: необходимо организовать курсы повышения квалификации с привлечением специалистов разного уровня: психологов, дефектологов.

Трудности могут возникнуть с освоением и применением психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), детьми с девиациями поведения, детьми с зависимостью.

Компетенции учителя русского языка и литературы: план работы МО учителей русского языка и литературы (дополнения в план по реализации профстандарта).

Современной школе требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. РМО помогает учителям различных категорий, решает теоретические и методические проблемы преподавания русского языка и литературы. Каждый учитель имеет методическую тему, над которой работает, углубляя знания по ней и практически совершенствуя формы и методы работы.

Сформулирую задачи деятельности МО на 2014 – 2015 учебный год по реализации приоритетных направлений деятельности МО, которые созвучны с требованиями ПСП.

  1. Продолжить работу по изучению и внедрению передового  педагогического опыта.
  2. Внедрять новые технологии в педагогическую деятельность учителей района.
  3. Вовлекать учителей в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе -  в научно-исследовательскую деятельность.

4.    Изучать методические новинки и литературу по подготовке и совершенствованию преподавания уроков русского языка и литературы.

5. Совершенствовать методику обучения учащихся с ярко выраженной познавательной активностью, одарённых детей, а также слабоуспевающих учащихся.

6. Изучить опыт пилотных школ по ФГОС

С чего начать?

1. Разместить информацию о стандарте на сайте (школы, индивидуальном)

2. Провести заседание РМО «Введение профессионального стандарта»

3. Провести мониторинг потребностей учителей русского языка на основе проведенной учителями самооценки знаний требований ПСП «Мой заказ на повышение квалификации».

4. Скорректировать план работы МО в соответствии с требованиями  ПСП

5. Обязательно привлечь школьного психолога, сотрудников АКИПКРО и АлтГПА(для проведения практико-ориентированных курсов).

Формы работы РМО

1. Агитбригада "Телестудия "Школьная планета" (система работы с разновозрастной группой ребят).

2. Практикум "Эффективные техники обучения взрослых"("Снежный ком", "Мозговой штурм").

3. Заседание МО "Педагогическая деятельность тьютора".

4. Требования ФГОС к современному уроку (открытые уроки учителей Малиновоозёрской СОШ и начальной школы).

5. Участие в вебинарах (изд-ва "Легион", "Учмаг", "Просвещение" и т.д.).

Для меня настоящим открытием стали книги Анатолия Гина "Приёмы педагогической техники"  и С.И.Заир-Бека "Развитие критического мышления на уроке".

Эти книги позволят учителю по-новому взглянуть на то, как нужно учить и учиться в современном мире.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что профессиональный стандарт педагога позволил по-новому взглянуть на профессиональные качества учителя. Конечно, в институте мы получили необходимые знания, но время идёт, всё изменяется... Меняются технологии обучения. Каждый учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым профессии. Что же касается трудностей: много работы и мало свободного времени. А в общем, мы всё преодолеем!